ноя
Последние полтора года российские соцсети переживают одни из самых серьезных перемен с момента появления этого рынка. Запрет нескольких крупных иностранных платформ и вероятность блокировки других вынудили аудиторию и авторов контента искать площадки, которые не попадут под ограничения. В декабре 2022 года участники рынка отметили значительный рост количества блогеров в Telegram — площадка воспринималась как основная альтернатива.
Осенью 2023 ситуация стала меняться. В то время как в Telegram авторы и пользователи столкнулись с ограничениями, другие платформы стали активнее привлекать новую аудиторию и создателей контента. После всех крупных изменений на рынке площадки начали борьбу за пользователей и авторов.
1. Рассматривались площадки, которые больше всего выиграли от блокировки зарубежных соцсетей, — Telegram и VK.
2. Изучаемые блогеры и лидеры мнений начали вести активную деятельность в Telegram и VK после запрета в России Instagram и Facebook, входят в список авторов с самой большой аудиторией на этой платформе.
3. В выборку должны были войти крупные авторы разных направлений: игровые, «классические» звезды и блогеры, комментирующие новостную повестку.
4. Данные собраны с помощью инструментов соцсетей, сервисов LiveDune и TGStat.
После блокировки иностранных площадок в марте — апреле 2022 года многие знаменитости начали заводить или развивать свои Telegram-каналы. Среди них: Ольга Бузова, Ксения Бородина, Влад А4, Дима Масленников.

Каналы селебрити быстро стали одними из самых популярных в Telegram. При этом их аудитория в какой-то момент перестала расти.
Можно отметить закономерность: больше всего подписчиков потеряли знаменитости, для которых ключевой площадкой был Instagram или остается YouTube. Те, кто сосредоточен на развлекательном контенте: фото и видео. Среди них Ольга Бузова, Ксения Бородина и Настя Ивлеева.
Наибольший рост можно наблюдать у каналов журналистов и авторов, которые освещают общественно-политические события и публикуют новости. Отдельно отметим — в исследовании рассматривался личный канал Ильи Варламова*, а не новостной проект Varlamov News. Его пример подтверждает тренд на снижение в Telegram аудитории у личных каналов.
В нише информационных проектов Telegram является лидером на рынке российских соцсетей. В этом сегменте наиболее ярко проявляется ключевая характеристика платформы — анонимность пользователей и авторов.
VK, как и Telegram, выиграла от блокировки иностранных соцсетей в России. Именно платформы VK по своей функциональности больше всего напоминают запрещенные социальные сети. Вероятно, это повлияло на динамику роста аудитории блогеров, которые публикуют развлекательный контент на платформе.

В сравнении Telegram и VK можно отметить несколько трендов:
набирающие популярность блогеры — Цыпкин, Лебедев, Пушман — растут на всех площадках, где они представлены;
утрачивающие популярность блогеры — Портнягин — теряют аудиторию на всех площадках, где они представлены;
блогеры, которые наиболее активно теряют аудиторию в Telegram — Ивлеева, Бузова, А4 — растут в VK.
У Telegram больше общего с социальной сетью X (Twitter), чем с Instagram* или YouTube. У VK — уклон в сторону фото и видео. В связи с этим знаменитости и инфлюенсеры, зарабатывающие на своем образе и развлекательном контенте, переходят в VK, где есть возможность взаимодействовать с аудиторией с помощью привычных инструментов. В свою очередь журналисты и публицисты — в Telegram.
В 2023 VK активно привлекал проекты на свои платформы: была куплена студия Medium Quality Production, которая выпускает шоу ЧБД, и заключены контракты с блогерами. Также для развития и продвижения блогеров компания выкупила контрольный пакет коммуникационного агентства DIDENOK TEAM.
Главный инструмент для привлечения блогеров на любую площадку — возможность на ней заработать. На современном российском рынке, если сравнить его с мировыми практиками, этот инструмент еще только развивается.
Например, партнерская программа YouTube предлагает авторам половину рекламной прибыли в странах, где она работает (Россия из списка таких стран исключена). На территориях с высокой монетизацией рекламы такой формат сотрудничества позволяет блогерам расти и развиваться исключительно за счет партнерства с площадкой. В настоящее время аналогов такой системы в РФ нет — крупным блогерам помогают существовать отдельные интеграции в контент, либо системы донатов или прямая поддержка от площадки.
Telegram в этом разрезе сравнения не представлен: на площадке нет системы поддержки авторов за исключением пожертвований. Наиболее активную работу на этом направлении ведут RuTube, Дзен и VK.
Российский проект, который изначально позиционирует себя как конкурента YouTube.
Модель поддержки блогеров у платформы аналогичная: автор получает часть рекламной выручки площадки. По открытым данным, 1000 просмотров видео может приносить креаторам до 50 рублей. Такой уровень дохода не может обеспечить интерес как начинающих, так и крупных блогеров. Миллионы просмотров не позволяют автору заработать на производство контента, а для профессионалов на площадке не хватает аудитории: видеоконтент преимущественно потребляют в YouTube и VK Видео.
Наиболее удачный пример монетизации контента для блогеров на современном российском рынке. Об этом можно судить на основе того, что система получения доходов привела на платформу как начинающих, так и крупных авторов. В Дзене они могут получать существенную часть прибыли от рекламы, при этом им не надо вкладывать крупные инвестиции в производство контента. Начинающие блогеры могли позволить себе тратить время на создание материалов, а крупные блогеры были заинтересованы в том, чтобы переносить аудиторию на Дзен.
Главное направление работы VK с блогерами — их привлечение на платформы компании с помощью инвестиций. Благодаря эксклюзивным контрактам блогеры и лидеры мнений пришли на площадки VK и привели за собой аудиторию. В соцсети есть партнерская программа, которая помогает начинающим блогерам, но основным доходом для них остаются прямые интеграции от внешних спонсоров.
Все права защищены ©
Ассоциация блогеров и агентств объединяет ведущие продюсерские и креативные агентства со специализацией в influencer - маркетинге.
Для вступления в Ассоциацию мы просим вас заполнить данную анкету, а также в конце указать, кто из действующих членов АБА может дать вам рекомендации.
Основное условие принятие в АБА - годовой оборот не менее 50 млн